Главное меню


« История школы в селе Березняки».

 

Введение.

Историю образования сахалинских школ принято считать с приходом советской власти на северном Сахалине( 1925г) и с окончанием второй мировой войны  на южной части( 2 сентября 1945г.).Действительно, многие русские школы в Сахалинской области   были образованы в 1946-1947гг. Об этом наглядно свидетельствуют архивные документы.

Началом становления школьного образования на Сахалине следует считать  вторую половину 19 века, то есть, время открытия школ для инородцев и русских ребятишек. Во многих поселениях острова существовали одноклассные школы с трехгодичным курсом обучения и двуклассные школы- с семилетним образованием. В школах обучались дети каторжан, ссыльнопоселенцев, крестьян из  ссыльных.

В период японской оккупации южной части острова Сахалин( 1905-1945гг.) и северного Сахалина( 1920-1925гг.) процесс обучения детей продолжался. Дети местного населения обучались в отдельном помещении, а иногда, вместе, но в отдельных классных комнатах, так как японские школьники изучали только родной язык.

Таким образом, история  многих сахалинских школ имеет историю, насчитывающую более 100 лет. Незаслуженно забыты те, кто стоял у истоков развития  школьного образования в Сахалинской области, первооткрыватели школ.

В настоящее время некоторые исследователи  области пытаются восстановить пробел в истории сахалинских школ. Ниже пойдет речь о школе. Которая была открыта в 1892 году в селении Березняки на южном Сахалине для детей ссыльнопоселенцев. Теперешнее село Березняки находится в 21 км от города Южно- Сахалинска на север и относится к его пригороду.

Кто-то может возразить, что школьное образование было поставлено в Сахалинской области только после второй Мировой войны. Все это так. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. То есть, надо глубже изучать историю образования сахалинских школ и не забывать тех, кто стоял у начала создания школы в том или ином населенном пункте.

Во время  поиска сведений о школе с. Березняки были использованы материала из архивв Сахалинской области, Метрические книги сахалинских церквей с 1869 по 1905гг., приказы начальника острова Сахалин., затем, губернатора острова, с 1894 по 1903гг., Сахалинские календари за 1895-1899гг., воспоминания старожилов села, приехавших   в село Березняки  в 1947-1958гг., альбомы по истории школы  с 1947 по 1959гг.

 

Школа  в период каторги.

(1869-1905).

Царское правительство со второй половины 19 века начинает распространять свое влияние на Сибирь и Дальний восток с целью колонизации свободных  территорий. После окончания крымской войны( 1853-1856гг.) начинаются экспедиции в районы Камчатки, Курильских островов, Сахалина. На юге острова, в посту Муравьевском (г.  Корсаков) высаживаются военные и основываются первые военные посты для охраны  и защиты острова,  недопустимости  других иностранных государств и укрепления своих позиций в мире.

Одновременно, с занятием Дальневосточных  территорий, в правительстве России, обсуждался вопрос о создании на острове Сахалин  сельскохозяйственной колонии из  преступников для их исправления. Проще было заселить остров ссыльнокаторжными и принудить их заниматься сельским хозяйством, чем разрабатывать долгосрочную программу для исследования,  освоения  и развития различных отраслей  Сахалина. Затраты на каторжан должны были быть сведены к минимуму. Решение вступило в силу с 18 апреля 1869 года. Остров Сахалин  официально был объявлен местом ссылки и каторги преступников, осужденных на различные сроки и почти безвозвратно.

С 1884 года на Сахалин начинают ссылать женщин за различного рода преступления: детоубийство, поджог, отравление супруга, воровство, убийство родственников и т.д.  Начинают создаваться семьи из ссыльнопоселенцев- мужчин и ссыльнокаторжных женщин.  Можно себе представить, чему могли научить детей такие родители. Семейным парам и тем, кто вставал на путь исправления, за примерное поведение, определяли место для поселения.

Поселенец сам должен был расчищать участок под строительство дома и заниматься земледелием  и разведением скота. Деньги для приобретения инструментов, строительство дома выделялись из тюремной казны в ссуду. В определенные сроки поселенец обязан был рассчитаться с казной. В противном случае, по окончании срока ссылки, он не имел права уехать на родину, пока не погасит все долги.

Вдоль тракта Корсаков - Найбучи ( устье реки Найба) начинают   создаваться небольшие поселения, состоящие  из нескольких  домов. В  начале 80-х годов 19 века таких поселений насчитывалось очень мало. Селение Березняки было официально  основано в 1886 году. Статус селения присваивался заселенному месту с определенным количеством жителей.

Несомненно, поселенцы находились здесь с 1871-1875гг., но в  документах никаких сведений об этом нет. Единственным документом может служить переписная карточка на ссыльного, сделанная в 1890 году А.П.Чеховым. В карточке, состоящей из 13 пунктов,  есть такой: » С какого времени на Сахалине», который  прямо указывает на  дату  пребывания ссыльнопоселенца в данной местности, с разницей на год-два. Первым местом пребывания на острове была тюрьма, где все, находящиеся в ней, считались ссыльнокаторжными. После нее,  каторжан, вставших на путь исправления,  отправляли на места поселения.

История школы в селении  Березняки начинается с 1892 года.  В телеграмме, отправленной  начальником  Корсаковского округа  Вологдиным от 27 сентября 1895 года,  содержится информация о школах Корсаковского округа: «Школы в нынешнем году остаются те же на сентябрь: в Соловьевской-крестьянин Ступин-15 руб., во Владимирской- поселенец Федоровский-20 руб., в Березняковской- канцелярский служащий Мальцев-12 руб., в Ново-Александровской( Поповские Юрты)- поселенец Мишуса- 12 руб. Учебный год начнется с 1 октября».Учительский состав вполне достаточен».

Выбор учителей для обучения детей ссыльнопоселенцев возлагался на начальников округов: Александровского, Тымовского и Корсаковского. Учителя получали зарплату из школьной казны, которая складывалась из суммы, отпущенной губернатором острова Сахалин, которая колебалась от 5 до 25 рублей. Священник местной церкви за обучение детей получал вознаграждение в сумме 15 рублей к основному, который составлял 1000 рублей в год. Надзиратели, для сравнения заработка, получали в месяц за свою работу 40-50 рублей.

. В 1895 году упоминаются  первые сведения о школе. Обучение  длилось три года. Первый выпуск состоялся в 1895 году. Значит дата открытия школы- 1892 учебный год.  В 1896 году во втором участке Корскаковского округа насчитывалось 9 школ. Всего в округе их было 13. Школы работали во Власовском( Сокол), Березняках, Крестах( Старорусское), Малом Такое( Такое), Галкино- Враском ( Долинск), Дубки ( Старордубск) Большой Елани, Ново- Александровске, в селении Голый Мыс( Дачное), в Маловечкино( с.Покровка Долинского района), в посту Корсаковском, Чиписани ( Озерск), во Владимировке ( Южно- Сахалинск).

Губернатор острова Сахалин вменил  в обязанность окружных начальников» по мере возникающей потребности открывать школы в новых поселениях, в зависимости от увеличения числа  детей школьного возраста, приискании подходящего помещения и соответствующего лица для руководства школою. Первоначально такие школы должны быть только школами грамотности, распространение их крайне желательно, а необходимые средства всегда найдутся в моем распоряжении».Такие школы, впоследствии переводились в разряд одноклассных с трехгодичным курсом обучения. Если количество учеников  увеличивалось, то школы становились двуклассными и именовались училищами.

Предствление о количестве учеников в селениях  начальники округов посылали губернатору острова, а тот, соответственно, издавал приказ об открытии школы. Во второй половине 19 века заведовал школьным образованием на Сахалине казначей губернатора острова  Д.А.Булгаревич.

Учебный год у учащихся длился 7 месяцев. Были и каникулярные дни. Дети не учились в дни православных церковных праздников, а также, в дни рождения царя, его жены и цесаревича. Общая продолжительность дней отдыха у учеников составляла 25, не считая летних каникул. Иногда учебный год начинался  не с 1 октября, как было в  приказе губернатора острова, а  с 15 октября и заканчивался 15 мая. Это было связано с тем, чтобы дети могли помочь родителям в посадке овощей, а затем, уборке урожая.

Николай  Николаевич Мальцев работал в школе по совместительству. Его  основной работой было заведование почтово-телеграфной конторой, которая открылась в селе Березняки 14 ноября 1892 года.  На основной работе жалование Мальцева составляло 450 рублей в год. Мальцев обучал детей грамоте, математике. Священник местной церкви, Петр Федорович Ляхоцкий преподавал  в школе закон божий и церковное пение.  Он с 1892 года возглавлял приход Березняковской тюремной церкви. Церковь была построена силами каторжан и на их средства только в 1896 году. Храмовый праздник отмечался 15 июля. Названа была церковь в честь равноапостольского князя Владимира Красное Солнышко. При крещении  его назвали Василием. Он в 988 году  в октябре месяце крестил население  Киевской Руси в реке Днепр.

Школы, зачастую, числились только в отчетах начальников округов. В некоторых из них отсутствовали учителя или помещения доля занятия.  А.П. Чехов отмечал, что школы « бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопределенно, так как никому не известно, будут они существовать или нет».

Нравственный облик некоторых учителей был крайне низок. Во многих из школ преподавали ссыльные, которые в принудительном порядке обязаны были обучать детей. Так, во Владимировке, учитель Федоровский, не мог решить простейшей задачи, в селении Березняки Н.Н. Мальцев, дворянин слыл пьяницей. Учителям по православным праздникам выдавали спирт и они, практически, спивались.

В 1894-1895 учебном году в селении Березняки обучалось 16 детей от 7 до 14 лет. По результатам экзаменов, двое, особо отличившиеся, ученика получили в подарок набор из 13 книг. Среди них были: « Конек- горбунок» Ершова, « Русские сказки» Водовозова, « История открытия Америки» Лише- Флери и другие. В Корсаковском округе на 1895 год не посещали школу 40% ребят школьного возраста.  Напрашивается вывод, что обучение в школе было не обязательным. Многие ссыльные были неграмотными и не считали нужным обучать грамоте своих детей. Большая же часть поселенцев считала  свои долгом  дать детям образование, которое пригодится им в будущем.

На 1896 год в селении Березняки проживало 67 детей. В  школе обучалось 23 ученика. В 1897 году  количество детей увеличилось на 3 и составило 70 человек. В 1898 году в школе обучалось 25 учеников. Рождаемость в селении была очень низкой. В год рождалось от 5 до 8 детей. В 1902 году в школе обучалось всего 13 детей.  Их количество сократилось в связи с окончанием срока ссылки родителей и отъезда на материк. Дети ссыльнопоселенцев не имели возможности продолжать учебу за пределами  Сахалина. В гимназиях города Хабаровска учились только  дети чиновников.

Смертность, особенно, в младенчестве составляла 2-3 ребенка. Дети умирали от кишечных инфекций, истощения, ожогов. Малыши оставались без присмотра родителей и были предоставлены сами себе. Матери, в основном, не работали, вели свободный образ жизни.

Грамотность населения острова была очень низкой. Среди мужского населения грамотные составляли 29%, включая и мальчиков школьного возраста. Среди женщин процент грамотности был в три с лишним раза меньше, чем у мужчин и составлял всего 9%. Да и этот процент также приходился на девочек школьного возраста. Основную массу ссыльных составляли крестьяне, которые, в большинстве своем, были неграмотны.

В начале 20 века грамотность среди населения немного возросла. Этот процент поднялся до 30-40%. Школы до конца существования каторги находились в подчинении тюремного ведомства, а не народного образования.

К сожалению, в документах второй половины 19 века не содержится точной даты открытия школы в селении Березняки. Эта дата была вычислена путем логического рассуждения. Во-первых, интенсивное заселение Березняков начинается с 1892 года. Во-вторых, в 1892году в селении открывается почтово-телеграфная станция ( почта) и Мальцева Н.Н. назначают начальником почты. В-третьих, с 1892 года в селении находится священник.  В этом же году  он открыл  школу в селении Владимировка. Не может быть такого, чтобы Ляхоцкий, хлопотал  об открытии школы в другом селении, не  открыв ее в Березняках.  В-четвертых,  награждали учащихся такими дорогими и ценными подарками, как книги, за весь курс обучения в школе, то есть, трехлетний.

Таким образом, дату основания школы в селении Березняки, по праву, можно  считать  1892 год.

 

Школа  в период губернаторства Карафуто.

( 1905- 1945гг).

Оккупация южного Сахалина японцами по Портсмутскому договору 23 августа( 5 сентября) 1905года  повлекла за собой коренные изменения в жизни и быте местного населения. На юге Сахалина осталось всего 500 человек, которые не пожелали выехать  на материк или переселиться на северную часть острова.

К 1908 году японское правительство переименовало все населенные пункты. Южная часть Сахалина  стала называться губернаторством Карафуто. Японские землемеры, агрономы исследовали местность  для того, чтобы заселить ее «лишними» людьми из Японии. Это были не лучшие граждане страны восходящего солнца, которые отправились в ссылку. За ними, так же, как и за российскими ссыльными был надзор со стороны японской полиции. С 1905 по 1907гг. идет интенсивное заселение южной части Сахалина до 50-ой параллели.

1 сентября 1907 года в селе Томиока( Березняки) открывается  начальная школа для японских ребятишек. В школе обучалось 77 ребят. В 1925 году губернаторство Карафуто посетил принц  Хирохито,  а в 1928 году в честь его приезда,  из Японии были привезены саженцы лиственницы и посажены возле каждой школы. Во многих населенных пунктах  лиственницы стоят до сих пор, украшая ландшафт местности и напоминая, что много лет назад здесь стояла  японская школа. Школа была построена японцами в виде длинного барака.

В 1910 году Япония аннексировала Северную Корею. С 1913 года на юг острова  Сахалин японское правительство в принудительном порядке  завозит   граждан из Северной Кореи.  Все граждане Кореи стали  подданными японского императора. Фамилии были заменены на японские. Дети в школе  изучали только японский язык, соблюдали обычаи и традиции Японии.  За непослушание ученики строго наказывались. Все  школьники носили единую форму. Мальчики ходили в темных костюмах, которые застегивались на металлические пуговицы. Форма напоминала военный мундир. Девочки носили темные платья. По праздникам они надевали белые фартуки. На груди каждого школьника висела пластмассовая табличка с фамилией ученика.

Младшие школьники  при встрече с учителями и старшими  учениками, а на улице, с взрослыми,  обязаны были отдавать честь. В начальных классах, детей, в основном, учили писать иероглифы и запоминать их. Чтобы научиться читать, надо было запомнить около тысячи иероглифов. Писали ученики тушью. Тушь растирали на грифельных дощечках кисточкой. В 40-е годы  ученики пользовались уже наливными ручками, заправленные тушью. Наряду  с японским языком и грамматикой, дети изучали математику. Обучали ребят пению под музыкальный инструмент. Обычно, это был небольшой орган. Учителя за свою работу получали от 45 до 85 иен в месяц.

Продолжить образование  выпускники школы могли в учебных заведениях губернаторства Карафуто: в гимназиях, училищах.  Квалификацию специалиста сельского хозяйства: ветеринара,  работника животноводства, молодые люди  могли получить в поселке Конума( Ново- Александровка) в сельскохозяйственной  академии.

В 1941 году в селе открывается  вечерняя школа для молодежи. В ней числилось 17 учеников, которые по каким-то причинам не имели восьмилетнего образования. Преподавали в вечерней школе 3 учителя.  К осени 1945 года количество учеников  в Томиока увеличилось: в начальной школе обучалось 63 ученика,  восьмилетней- 18. К конце 1945 года в селе осталась только начальная школа, в связи с отъездом многих японских граждан на родину.

.  Несмотря на всеобщность образования, оно было доступно не всем. Во многих японских и корейских семьях было много детей. Родители не могли дать всем образование. Старшим приходилось помогать родителям. Сами родители,  зачастую, были неграмотными или имели только начальное образование. Девушек очень рано выдавали замуж: в 15-16 лет.  Многие женщины, с рождением ребенка,  не могли продолжить  дальнейшее образование.

Таким образом,  восьмилетнее образование обязаны  были получить все  жители губернаторства Карафуто.  Обучение  детей и молодежи  в 40-е годы  имело целенаправленный характер.  Местные чиновники были заинтересованы  в  квалифицированных специалистах, которые трудились в различных отраслях.

 

Школа после второй Мировой войны.

1945- 1979гг.

2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции, проиграв войну Советскому Союзу, начатую 9 августа 1945 года СССР по решению Потсдамской конференции ведущих глав- государств. Начинается переоборудование японских школ для приема русских  школьников переселенцев, а также - строительство новых. Японские школы продолжают функционировать до  репатриации. В августе 1947 года  по путевкам министерства просвещения РСФСР на юг Сахалина прибыла большая партия учителей. В село Томиока была направлена Полтавская Александра Ивановна. Ее назначили директором начальной школы. Она же и вела преподавание. Приехала она из Кировской области вместе с тремя детьми. Муж А.И. Полтавской погиб на фронте.

23 августа 1947 года по открывающимся школам  проехала комиссия по приемке их к новому учебному году. В составе комиссии были: Мерзляков- председатель, члены комиссии- т.т. Фильченко, Асахов, Юровский и Гутикова, которые установили, что » по селу  Томиока: русская и японская начальные школы находятся в одном здании, состоящей из двух классных комнат. Здание деревянное, одноэтажное, японского типа, печи японского типа. Парты отремонтированы на 50%. Сделано и установлено 6 новых дверей, застеклены рамы, сделаны заваленки. Ремонт произведен общественностью. Квартира учителя не отремонтирована. Школа к началу учебного года готова. Указания комиссии: предложить начальнику гражданского управления тов. Чикунову отремонтировать квартиру учительницы Полтавской к 10 октября сего года. Заготовить и завезти топливо к 5 октября сего года».

Таким образом, дату открытия принято считать 1 сентября 1947 года. Это исторически неправильно. Школа в селе Березняки существовала с 1892 года, с перерывом в два года- 1905-1907гг. Дело в том, что в ней с 1907 года и до 1947 года обучались  японские и корейские школьники. Нельзя отбросить историю создания школы в селе Березняки, как одну из первых школ острова Сахалин, открывшейся  во второй половине 19 века.

На 28 ноября 1947 года в Южно- Сахалинском районе насчитывалось 23 школы, из них 9- русских,  обучающимися в них 1886 школьников, 903 ученика были из русских семей, то есть, большинство учащихся составляли японцы и корейцы, более 50%. На народное образование за 5 месяцев было израсходовано 550 тысяч рублей. По тем временам это была большая сумма. Учитель получал за свой труд 50 рублей в месяц. Заработная плата колхозника, для сравнения, составляла  от 40 до 50 рублей в месяц в передовых хозяйствах.  В начальной школе с.  Березняки обучался 21 ученик на 1 сентября 1947 года. Обучение было с четырехлетним курсом. Ребята учились в две смены. Учила всех ребятишек одна учительница- Полтавская А.И. Школа значилась под номером 8. Осенью  1947 года в село приехала большая партия переселенцев из Горьковской области. Количество учеников увеличилось до 55-и. Нужны были учителя для преподавания в старших классах. Среди переселенцев были учителя- предметники, которые и стали работать в школе. К 1 мая 1948 года все учащиеся получили от профсоюза бесплатные подарки.

С 1 сентября 1948 года школа стала семилетней. Директором школы  приказом по Южно- Сахалинскому району был  назначен Любаев Яков Иванович, бывший фронтовик, учитель истории.  Полтавская А.И. переехала в г. Южно- Сахалинск, в  школу № 6, которая относилась к дистанции  железной дороги.  В 1956 году Александра Ивановна покинула пределы области, вернулась к себе на родину.

В школу было завезено оборудование для обучения школьников: микроскопы, настенные карты, пособия. Для преподавания  географии в школе  была лучшая в районе  коллекция минералов, оборудован всем необходимым  для опытов кабинет химии. Об этом писала газета « Советский Сахалин» за 4 августа 1948года.

В школе после войны было много переростков, ребят, которые во время войны не обучались в школе, так как их районы были оккупированы фашистами. Приехав на остров Сахалин, ребята школьного возраста продолжили образование. В одном классе занимались  иногда ученики, которым исполнилось по  12-15 лет. Ребят никто не дразнил, не унижал, потому что все знали, что отставание в учебе это не их вина.

Со временем, школу благоустраивали, завозили мебель. Сельские учителя делали все, чтобы детям в школе было комфортно- это  Левина Ольга Федоровна,  Быкова Раиса Борисовна, Водильникова Любовь Семеновна. Они обучали младших школьников.

В 1959 году школа чуть не сгорела. Пожар  вовремя потушили. Здание расширили, отремонтировали. В таком виде школа простояла до 1980 года. С 1961 года министерство образования РСФСР ввело   восьмилетнее обязательное образование.

Со временем, село расстраивалось. Приезжали все новые работники сельского хозяйства с детьми. Школа не могла принять всех желающих учеников. Ребята после 8 класса продолжали учебу в средней школе села Новоалександровка, жили в интернате для приезжих. Домой их отпускали только на выходные дни и в каникулярное время. Те ребята, которые отставали в учебе и пропускали уроки,  вынуждены были находиться в интернате и в выходные дни, готовясь к урокам. За эти строго следили дежурные учителя.

В 1971 году скончался бессменный директор школы, замечательный человек и учитель, Любаев Яков Иванович. После его кончины, директором школы Анивский районный отдел образования назначил Тайлакову Тамару, учителя истории.

В селе с 1979 года шло строительство новой, двухэтажной школы в южной  части села Березняки, или как ее называли « Новые Березняки», а там, где была  школа - « Старые Березняки».

Будни средней школы.

1980- 2009гг.

1 сентября 1980 года школа была сдана в строй. Школа стала средней общеобразовательной на 250 учащихся с кабинетной системой обучения,  современным оборудованием,  новой мебелью. При школе работало радио, селекторная система оповещения. Директором школы была назначена Белоусова Тамара Николаевна, учитель химии этой же школы, которая после окончания  педагогического института в г. Южно- Сахалинске,  по распределению была направлена в Березняковскую восьмилетнюю школу. Завучем школы стала Марченко Вера Егоровна, учитель английского языка, закончившая Алма- Атинский университет иностранных языков.

В школе велось обучение вождению тракторов ( мальчики 9-10 классов). При школе был свой гараж, где стоял трактор. К ученикам был прикреплен квалифицированный тракторист, который обучал  парней  вождению трактора. Кроме того, ребята осваивали всю сельскохозяйственную технику. Во время посевной и уборочной, под руководством наставников, они работали на полях. В школе существовала производственная бригада « Дружба». Ученики во время каникул работали на полях, выращивали рассаду Куузики, капусты, занимались ее посадкой на поля. Руководил бригадой, как правило, учитель биологии, Ситникова Зинаида Дмитриевна.

Девушки, после окончания школы, получали квалификацию мастера машинного доения. В школе велось преподавание основ машинного доения коров. Вел занятия Зин Вениамин Юрьевич, учитель географии. Практику ученики проходили на животноводческом комплексе в селе.

Старшие ребята изучали тракторное дело. На школьном участке был гараж, в котором стоял школьный трактор. Ребята гордились этим.  После 10 класса мальчишки получали права тракториста- машиниста широкого профиля. Обучение шло 2 года. Экзамены сдавали при СПТУ-1  села Новоалександровка. Но кто-то, возможно, курил возле гаража и трактор сгорел вместе с гаражом и тракторное дело было закончено. Дело не заводили и не выясняли, кто это сделал. Потом нашли оправдание, что на территории, по технике безопасности, не положено стоять гаражу, тем более, с горючими материалами. На том и успокоились.

Для мальчишек учитель трудов Панькин А.И. придумал  технический кружок.  Он что-то с мальчишками мастерил, ремонтировал мотоциклы. Была сконструирована интересная машина, вроде квадрацикла. Она была на четырех колесах от трактора, без кабины, меньшего размера,  но ездила. Однажды один ученик не справился с управлением и въехал в витрину магазина. Витрину застеклили за счет школы.

При школе работал спортивный зал. Возглавлял физкультуру замечательный человек, турист, спортсмен- Тюрин Михаил Юрьевич. Он обучал ребят игре в баскетбол, волейбол. Занимался спортивным ориентированием, туризмом. Во время каникул  ребята вместе со своим учителем физкультуры шли в походы по Сахалину, ездили на Курилы. Оттуда  они приносили коллекцию минералов, массу впечатлений и фотографии. После каждого похода был сделан отчет в виде дневника с приложением карты маршрута.

В школе жизнь била ключом. Девчонки старших классов организовали эстрадный оркестр под руководством  молодого учителя географии,  Зин Вениамина Юрьевича. Он только что окончил педагогический институт. Играл на гитаре, пел бардовские песни, сам сочинял. Эстрадный оркестр  звучал на всех школьных вечерах.

Гусева Валентина преподавала танцы. Девочки с задором исполняли цыганский танец на отчетных концертах, в клубах села Березняки и Старорусское.

За хорошую работу и помощь совхозу группа ребят была награждена бесплатными путевками в столицу нашей родины, город Москву. Они совершали экскурсии по знаменитым местам: побывали на Выставке достижений народного хозяйства, на знаменитой Красной площади, в Кремле.

В 1987 году 18 человек старшеклассников на зимних каникулах отправились отдыхать в город Владивосток, на базу « Тихоокеанская». Ежедневно ребята плавали в бассейне целых 2 часа. Ездили на экскурсии в город.   Впечатлений после поездки была масса.

Шефами школы был совхоз « Комсомолец». Это был богатейший совхоз на Дальнем Востоке. Директор совхоза Гайдук В.П. не жалел средств на путевки выходного дня для  лучших учеников березняковской школы и на длительные экскурсии и путешествия и экспедиции.

Заведующей столовой была Тюрина Ирина. В меню школьников ежедневно были овощные салаты, разнообразные блюда, выпечка. Столовая блистала чистотой и уютом.

Шли годы. Со временем, кабинетная система в школе  не оправдала себя. Были испорчены электропроводки в кабинете математики, разбиты раковины в кабинете химии, сломаны наушники в английском кабинете. Не научились ученики ценить такой дорогой подарок школе.

За каждым классным руководителем был закреплен определенный кабинет, который должен быть в полной сохранности. Особенно, трудно было уследить за мебелью. Она ломалась постоянно. К 1995 году в некоторых классах заменили столы, стулья на новые, убрали все, что напоминало о кабинетной системе. Классы были покрашены в разноцветным  колером. Деревянные  полы покрыли  ДВП и покрасили. Старые стенды и картины  в фойе закрасили голубой и розовой  краской. Теперь коридоры блистали разноцветной палитрой. На стенах разместились стенды, рассказывающие о буднях начальной и средней школы.

С развалом СССР, который  начался с  1989 года, ликвидировали  по стране и в нашей школе, в частности, октябрятскую, пионерскую и комсомольские организации. Не продумали организаторы внеклассной работы  досуг ребят после уроков. Вскоре была создана организация « Наш дом», которая включала несколько тропинок, которые должны были пройти младшие школьники. Старшие школьники не входили в эту организацию. Надо было что-то делать. Тогда каждому классному руководителю вменили в обязанность вести один кружок вне занятий. Был составлен список. Ребята чем-то были заняты, в  основном, девочки.      Учебники теперь покупали сами родители. С каждым годом они дорожали. У детей начал пропадать интерес к учебе. Тот обвал информации, который свалился комом на Россиян, не каждый смог выдержать. Везде гремели призывы, что деньги решают все и вся. По стране прокатилась безработица в связи с ликвидацией государственных предприятий. Все это отразилось на материальном достатке многих семей. Шел трудный процесс осмысления происшедшего и дума о будущем.

Школа жила, существовала, лавировала, сглаживала всю негативную информацию, шедшую  отовсюду.  Росла преступность. Престиж образования падал. Учиться в высших учебных заведениях, в первую очередь, могли поступить те, кто имел большие деньги. Процветала коррупция. На вопрос учителя:» Назовите самое ценное на земле?» ученики хором отвечали:» Деньги», не задумываясь о том, что ценнее жизни нет ничего дороже. Ее не купишь  ни за какие деньги.

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.М. однажды пришла с урока потрясенная поступком учеников. Она приготовила доску для сочинения « Кому на Руси жить хорошо» по произведению А.Н.Некрасова. Когда она вошла в класс, то увидела, что вся доска исписана мелом и конкретно указано, кому на Руси хорошо живется после перестройки 1985 года. Были написаны многие фамилии высших эшелонов власти  и области.  В кабине истории были сожжены рубли, которые обесценились, и приклеены к доске,  разрисован портрет М.С.Горбачева, который висел над доской. Срочно были сняты все руководители государства, в том числе, царские особы.

Со стабилизацией в стране, относительный покой пришел и в стены школы, но это уже были другие  ученики- прагматики и безразличные к учебе. Те, кто стремился к знаниям, можно было перечислить по пальцам. Престиж образования падал с каждым годом.

Вместе с учениками преодолевали все трудности и учителя: несвоевременная выплата зарплаты, угроза забастовки, пикетирование, письма, обращения во все инстанции, но ничего не менялось. Стабилизация наступила с 90-х годов.

 

Будущее школы.

С 2001 года количество кружков и объединений в школе сократилось, в связи отсутствия финансирования. Дом культуры» Родни» вышел из состава комплекса. Были сокращены ставки медицинских работников, кроме медсестры Жуковой Елены Васильевны. Она работает в школе с 1980 года и  добросовестно относится к своей работе.

В конце концов, в 2002 году было принято решение городского отдела образования, присвоить школе порядковый номер 34. а название « Лесная школа» убрать. В этом году Зин В.Ю. ушел на другое место работы.  Директором школы  была назначена  Левина Валентина Ивановна, учитель математики. Завучем стала Кондакова Александра Михайловна, молодой специалист, учитель русского языка и литературы.

Школа работает в тесном контакте с областным краеведческим музеем, САХГУ, областным архивом, Центром детско- юношеского туризма, который возглавляет Кресова Ольга Александровна. На 1 января 2002 года в школе обучалось 263 ученика.

В школе на 2007 год 220 учеников. Количество учащихся за последнее пятилетие сокращается.  Учителей в школе- 40, из них: 21 – с высшим образованием. Шесть учителей имеют высшую категорию, 7 педагогов- отличники просвещения- это Марченко В.Е., Зинина Г.П. Левина В.И., Омельчук Л.П., Белякова Т.Ф., Никитина Л.Г., Быкова Р.Б. Такие учителя, как Водильникова Любовь Семеновна и Быкова Раиса Борисовна, отдали школе более 40 лет, обучая младших школьников азам наук, используя свои методы и формы обучения, которые приносили хорошие результаты. Быкова Р.Б.,  по - прежнему, работает в школе, ведет  с 1955 года,  бессменно, кукольный кружок, оформляет  школу красивейшими картинами и плакатами. Средняя заработная плата учителя  от 5-7 тысяч  рублей  до 25-и, в зависимости от часовой нагрузки и квалификационной категории. Директор школы получает 45 тысяч.

В школе работают творческие педагоги, внедряя новые технологии обучения, это Веремьева Снежанна Алексеевна, Марченко Вера Егоровна, Белякова Татьяна Федоровна, Ларченко Алла Дмитриевна ведет игровую экономику с 3 класса по 5-ый класс.   Учителя  работают по экспериментальным программам и учебникам.  С каждым годом совершенствуются формы и методы обучения. В школе работает   21 объединение и кружки по интересам. Руководит отделом дополнительного образования Ситникова Наталья Владимировна.

На базе березняковской школы ежегодно проходят областные семинары, конференции. Учителя, завучи, организаторы внеклассной работы Сахалинской области  перенимают опыт работы учителей- профессионалов школы № 34 села Березняки.

Все кабинеты старших классов подключены к интернету, 7 кабинетов оснащены медиоресурсами.

На 2008г. количество учеников- 205

На 2009г. количество учеников- 196

На 2010г. количество учеников- 186

 

 

Вместо заключения.

 

Пока живет село Березняки, пока рождаются дети и люди стремятся  жить  в селе, а не выезжать за его пределы, школа будет существовать.

На 2009 год в селе проживает полторы тысячи жителей. В школе обучаются 200 учеников. Значит, школа  была, есть и будет!
 

There were penalties, turnovers and issues with pass protection.In the long run, Saints quarterback Drew Brees expects the two days of workouts to be valuable, even more so than Sunday's preseason Michael Thomas Jerseys game against the Chargers."It's a good measuring stick for where we're at, where we want to go and just the opportunity to compete against different looks," Brees said.Saints head coach Sean Payton and his staff met with first-year Chargers head coach Anthony Lynn and his assistants for about 30 minutes Wednesday night to finalize the format for the practices, which will continue on Friday.For the Saints players, however, there was no preparation or Mark Ingram Jerseys planning for what the Chargers would do.Unlike a traditional game week, where everything is focused on learning the tendencies of opposing players and schemes, unfamiliarity provides a truer test of where the team is in training camp."We just kind of show up today for the first time and it's like, OK, here's their personnel and here's the looks that we are getting. Willie Snead Jerseys This is the stuff they have been working on in training camp that nobody has really seen yet, and so it Brandin Cooks Jerseys just gives us a chance to get a lot of good reps," Brees said.The early returns were not great. Chargers quarterback Philip Rivers outplayed his former Drew Brees Jerseys teammate Brees in the team periods, and Payton was especially upset with the five penalties his defense committed during a two-minute drill.Brees also had a tipped pass intercepted during red zone drills near the end of practice, and the Chargers defensive line was able to consistently create pressure off the edge with Joey Bosa and Melvin Ingram."I didn't think we were real sharp today," Brees said. "But just the way that it felt, didn't really feel like we had a whole lot of tempo or rhythm."But Brees also got to test himself with a heavier workload than he will likely see in all but the third preseason game. Brees went as far as saying these joint practices are more valuable than preseason games."Who knows how many reps we will get in this game, but we're going to get a heck of a lot more reps than we will during the game," Brees said. "There's no guarantee that you are going to get certain situations in a game, like two-minute.